Абсолютно каждый человек обладает неповторяемой своеобразной психикой, называемой индивидуальностью. Человеческое существо многогранно. Его организм представляет животное начало, а личность – социальное. Но именно индивидуальность, человеческие качества, отличают людей от социального мира и мира животных. Как определил это понятие И. Кант, индивидуальность – то качество, которое позволяет человеку проявить себя как существо свободное и независимое. Источник всех поступков человека берёт начало в его индивидуальности. Высокоразвитый индивидуум свободен и самостоятелен, по жизни идёт, полагаясь на собственные силы таланты и возможности. Индивидуальность даёт возможность человеку использовать свой потенциал в самопознании и полноценном функционировании.
Индивидуальные качества дополняются личностными характеристиками. Деформировать индивидуальность ребёнка можно разными методами. Идеальными, с точки зрения педагогики, считаются такие способы, которые развивают природные задатки всех сфер человека, а также меняют эти сферы в соответствии с общественными идеалами. То есть, развивается индивидуальность и формируется личность человека. В соответствии с культурой, моралью, социальными ценностями разных человеческих сообществ личностные характеристики отдельного индивидуума воспринимаются по-разному, т.е. личность – понятие для общества относительное. Индивидуальность человека напротив, сохраняется в любом коллективе, особо не меняясь. Какие бы события не происходили, сформированные сферы индивидуума, его интеллект и опыт остаются постоянными, в какой-то мере неся черты абсолютности. Нужно понимать, что индивидуальность – не врождённое качество. Только в процессе самовоспитания и воспитания, в ходе приобретения жизненного опыта, человек развивает свои индивидуальные черты. Чтобы раскрыть полностью свои таланты, определить своё будущее, человек должен осознать собственную уникальность и неповторимость жизни. Лишь осознание своей индивидуальности поможет реализовать предоставленные обществом возможности и достичь поставленных жизненных целей.Задача педагогики развивать и совершенствовать в ребёнке все сущностные человеческие сферы, такие как эмоциональная, волевая, интеллектуальная, мотивационная и др. Развитие этих сфер в дальнейшем характеризует индивидуальность, гармоничность, целостность и разносторонность человека.
Комментарии: