То как человек оценивает свои достоинства и недостатки, собственные чувства и качества, как определяет важность своей деятельности в обществе - является его самооценкой. В психологии это одно из базовых понятий, поскольку самооценка - важнейший фактор саморегуляции. Психологи едины во мнении, что заниженная или неадекватная самооценка самым отрицательным образом влияет на поведение человека в социуме и адаптацию его к стрессовым ситуациям. Высокий уровень самооценки крайне важен для жизненного благополучия. Большинство психологов считают, что формирование личности человека и его самооценки начинается с самого раннего возраста и проходит в несколько этапов.
Первые пять лет жизни определяют мнение ребёнка о себе по отношению к нему родителей и важных референтных групп. Проявленные родителями чувства любви, доверия и уважения приучают малыша относиться к себе, как к достойному такого отношения существу. Чтобы сформулировать у ребёнка положительную, высокую самооценку, необходимо придерживаться нескольких правил.Первое и главное правило – примите внутренне своего ребёнка таким, какой он есть. Просто любите его. Второе условие – уважайте его индивидуальность, соблюдая рамки установленных вами ограничений. Третье – предъявляйте ребёнку последовательные вразумительные требования.В процессе взросления происходит изменение значимости референтных групп. На самооценку и формирование личности в большей степени влияют друзья, товарищи по учёбе, армейские сослуживцы, сотрудники по работе. В зависимости от того, насколько легко адаптируется человек в этих группах, как успешно реализовывает свои возможности, и происходит становление адекватной по отношению к своему внутреннему «Я» самооценки.В идеале нужно постоянно повышать самооценку, развиваясь как целостная личность, яркий индивидуум. Если окружающие люди высоко ценят человека как специалиста-профессионала, друга или же просто члена семьи то, как и в детстве, происходит проецирование этого отношения на себя, самооценка повышается. Но бывает и такое, что внешне успешный человек внутренне зажат и несчастен. Это объясняется тем, что приоритетность референтной группы осталась неизменной. И если мнение родителей о достижениях и успехах такого человека невысоко, то это очень снижает самооценку.Не чувствуйте себя неудачником, повышайте с помощью тренингов самомнение и формируйте высокую самооценку!
Комментарии: