М. Монтень говорил, что воспитание должно не только нас не портить, но изменять к лучшему.
Воспитательные задачи в жизни решаются различными методами, средствами и приёмами. Выбор подходящего метода или приёма зависит от поставленных целей. Важно грамотно выбирать методы воспитания, потому что они влияют на внутренний мир ребёнка. Ещё А.С. Макаренко говорил, что методы воспитания – это те инструменты, которые прикасаются к личности. Известный педагог И.Г.Щукина предложила свою классификацию воспитательных методов, в основе которых лежит их направленность.
1. Методы, которые формируют сознание личности. К ним относятся пример, объяснение, убеждение, разъяснение, лекция, внушение и этическая беседа.
Убеждение включает в себя логическое доказательство оценки происходящего, определённого понятия или какой-то нравственной позиции. В этом случае на сознание воспитанников влияют не понятия и суждения, а их доказательность. Дети после оценки полученной информации, либо утверждаются в своих позициях, любо изменяют их. Убеждение можно реализовывать через отрывки из разных литературных произведений, басни, библейские притчи или исторические аналогии. Также на сознание личности ребёнка влияет внушение. Оно воздействует на волю и ум, через чувства.
2. Методы, которые организуют деятельность и формируют опыт общественного поведения. К ним относятся воспитывающие ситуации, упражнение, приучение, общественное мнение и педагогическое требование.
В познании опыта общественного поведения значительная роль принадлежит именно деятельности. Невозможно научить детей писать, лишь рассказывая, как это делают другие. Например, приучение необходимо использовать, когда в ограниченные сроки надо сформировать нужные качества. Иногда этот метод вызывает недовольство.
3. Методы, которые стимулируют деятельность. К ним относятся наказание, соревнование и поощрение.
Соревнование формирует конкурентоспособность личности. Поощрение закрепляет хорошие навыки. Поощрять можно при помощи похвалы, награждения или благодарности. Наказание способствует торможению плохих поступков. Наказывать можно при помощи наложения дополнительных обязанностей, осуждения или лишения каких-то прав.
Вообще, методы воспитания могут быть самыми разными, каждый родитель и педагог самостоятельно выбирает то, что ему действительно подходит.
Комментарии: